МБДОУ детский сад №1 «Сказка» пгт. Джубга

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

В сентябре 2014года в детском саду был проведен анализ материально – технической базы. Обследовали здание, участки, проверили освещение, водоснабжение, отопление ДОО, провели анализ предметно – развивающей среды в группах, методического обеспечения. Для создания безопасного образовательного пространства здание учреждения оборудовано пожарной сигнализацией и тревожной кнопкой , что позволяет своевременно и оперативно вызвать наряд охраны в случае чрезвычайной ситуации (ЧС). Установили видеонаблюдение территории ДОО. Имеются планы эвакуации, назначены ответственные лица за безопасность. Произвели очистку канализации, отремонтировали участки, завезли песок. Произвели косметический ремонт. ДОУ на 100% оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием. В каждой группе мебель соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Приемные всех групп оснащены родительскими уголками, ширмами, консультациями и рекомендациями для родителей, уголками детского творчества. В приемных установлены кабинки для одежды. В каждой группе имеется учебная зона с магнитными досками. Обновляя предметно-развивающую среду, в группы приобретены стеллажи, полки для оформления уголков изобразительной деятельности, детская игровая мебель. В 2012 году было приобретено интерактивное оборудование, которое успешно используется для демонстрации презентаций работы педагогов дошкольного образовательного учреждения и в образовательной деятельности детей. Приобрели мягкий инвентарь, посуду. Купили стиральную машинку, два пылесоса. Для проведения культурно - досуговой деятельности в детском саду купили карнавальные костюмы, ежегодно обновляем костюмный фонд. В детском саду 2 пианино: одно в музыкальном зале, другое физкультурном зале. Методический кабинет регулярно пополняется новыми развивающими играми и пособиями, а также современной методической литературой. Все группы детского сада 100% укомплектованы методической литературой по программе. Ежегодно выписываем периодические издания «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Справочник руководителя ДОУ», «Добрая дорога детства». Материально – техническое оснащение ДОО соответствует требованиям на 95%. Необходимо обновить участки детского сада, оборудование для спортивного участка. Анализ программно – методического обеспечения показал, что одна из главных задач программ развития на ближайшее время, это пополнение ДОУ методической литературой и пособиями в соответствии с ФГОС ДО. Приобретение игровых комплексов на территории ДОО. Анализ проводимой работы показал, что в ДОО созданы необходимые условия для решения поставленной задачи в соответствии с ФГОС ДО.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Основой реализации Образовательной программы является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно- эстетическое, познавательное, речевое и социальное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий и др. Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют развитию у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию и развитию речи. Современное понимание предметно- пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — направлены на обеспечение максимального для данного возраста развивающего эффекта. Пространство групп организовывается в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков должно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Педагоги ДОО стремятся, чтобы развивающая предметно- пространственная среда дошкольной организации была:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Схема

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающей среды построена на следующих принципах: 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативность; 5) доступность; 6) безопасность. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:  игровую, познавательную, исследовательскую и творческуюØактивность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкойØ моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-Ø пространственным окружением;  возможность самовыражения детей.Ø Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования